Тормозная система автомобиля

Тормозная система автомобиля – одна из главных систем, отвечающих за безопасность. Она позволяет управлять и изменять скорость движения. Также тормоз дает возможность исключить откат машины назад или вперед при стоянке на подъеме дороги или в других ситуациях.

Типы тормозных систем

Как уже говорилось ранее, тормоза позволяют регулировать и управлять изменениями скорости автомобиля, или удерживать его длительное время в неподвижном состоянии. Существуют, конечно, и другие способы торможения во время движения, например, двигателем или специальными электрическими или гидравлическими тормозами-заменителями, которые находятся в трансмиссии. Однако тормозная система, является основным механизмом для снижения скорости и остановки машины. На сегодняшнее время тормоза делятся на два типа:

Барабанные и дисковые.

Барабанные тормоза – самая первая тормозная система, которую стали применять еще в момент развития автомобилестроения. Они представляли из себя полукруглые колодки, которые изнутри распирает закрытый цилиндр. В современном мире данный вид тормозной системы сильных изменений не претерпел и пользуется большой популярностью при производстве автомобилей.

Такая популярность вероятнее всего вызвана тем, что барабанные тормоза имеют большую площадь поверхности колодок, прилегающих к большей части барабана. Также стоит отметить и эффект самостоятельного усиления. Принцип этого эффекта заключается в том, что при торможении колодки поворачиваются по оси и с каждым движением все больше прижимаются к барабану, который также совершает вращение.

Если сравнивать современные барабанные тормоза с самыми первыми, то сейчас в их конструкцию добавился специальный усилитель. Отсюда и можно сделать соответствующие выводы относительно популярности барабанной тормозной системы.

Дисковые тормоза  - в отличие от предыдущего типа, ничем не защищены и соответственно имеют большую площадь, необходимую для постоянного охлаждения. Сами диски производят вентилируемыми – сдвоенные при помощи воздушного канала, что при движении является надежным вентилятором и  не вентилируемыми. Благодаря этому перегрев дисковых тормоз практически невозможен – для этого нужно сильно постараться. Стоит также отметить и еще одно достоинство данного типа тормозной системы. В данном случае давление колодок на диск – не ограничено. Барабанные тормоза таким качеством не способны похвастаться.

Правда есть в дисковых тормозах один небольшой недостаток – перегрев тормозной жидкости. Хотя и здесь есть один положительный факт – современные производители жидкостей для тормозных систем предусматривают температуру кипения более 250 ?C. Так что особой опасности перегрева нет.

Виды тормозных систем

Помимо того, что тормоза делятся на барабанные и дисковые, тормозная система автомобиля имеет четыре вида:

- рабочий тормоз;

- ручной тормоз;

- запасной тормоз;

- вспомогательный тормоз.

Рабочий

Данный вид системы является основным узлом в управлении автомобилем, отвечающим за безопасность движения. Рабочему тормозу нужно уделять больше внимания, так как от его надежности зависит жизнь водителя и пассажиров.

Ручной

Ручной, он же в простонародье «ручник» или стояночный тормоз, используется для исключения самопроизвольного движения автомобиля в момент стоянки или непродолжительной остановки.

Запасной

Запасной тормоз стали использовать сравнительно недавно. Его основное предназначение – экстренное торможение в случае отказа рабочего тормоза.

Вспомогательный

Вспомогательная тормозная система автомобиля способна снизить нагрузку на рабочую систему, в момент длительного торможения. Устанавливается она только на грузовые и большегрузные машины.

Принцип работы

Барабанные тормоза

В работе современных барабанных тормозов нет особых сложностей.

По бокам диска располагаются две колодки, когда водитель давит на педаль тормоза, они вступают в трение с диском из-за чего собственно машина и начинает снижать скорость и плавно останавливаться. Если происходит резкое торможение, то колодки подвергаются быстрому износу. Здесь видно, что лучше тормозить плавно, а экстренно лучше в самых непредвиденных ситуациях, которые сулят серьезным ДТП.

Дисковые тормоза

В данном типе тормозной системы колесо тормозит за счет того, что тормозные колодки сжимают ротор через специальный кабель. Колодки трутся о диск и последний, в свою очередь, замедляет ход.

Ручной тормоз

Ручник является исключительно механическим устройством. Тормоз приводится в действие путем нажатия блокирующей кнопки и поднятия рычага вверх до определенного щелчка. В этом момент натягиваются два металлических троса, расположенных под автомобилем (проходят под днищем). За счет натяжения тросов тормозные колодки плотно прижимаются к барабанам задних колес. После чего автомобиль надежно фиксируется на месте и никуда самопроизвольно не откатится.

Снятие автомобиля со стояночного тормоза осуществляется путем опускания рычага до упора вниз.

В завершении можно сказать, что тормозная система автомобиля требует особого отношения. При любых замеченных неисправностях их следует незамедлительно исправлять. Ездить с неисправными тормозами категорически запрещено и очень опасно для жизни водителя и пассажиров. Поэтому мастера советуют как можно чаще проверять работоспособность и надежность тормозной системы, и в случае чего сразу же обращаться в автосервис для устранения неисправностей или каких-либо отклонений в работе тормозов. Ведь безопасность – превыше всего!

Близкая кончина

Основным признаком того, что суппорт скоро выйдет из строя, является появление скрипа. Этот неприятный звук сигнализирует об усилении трения и износе механизма. Здесь нужно проявить бдительность, ведь создавать скрип также могут изношенные или недавно поставленные колодки.

Важность профилактики

Чтобы избежать частых поломок суппортов и других неисправностей тормозной системы, их время от времени нужно обслуживать – разбирать и смазывать. Выполняя эту задачу, обязательно проверяйте, целы ли резиновые уплотнители, ведь из-за их повреждений суппорты могут раньше времени выйти из строя. В цилиндры этих изделий при разрыве пыльников попадает дорожная грязь, царапающая цилиндр и поршень.

Суппорты прослужат долго, если правильно подобрать для них смазывающий материал. Графитовая смазка и литол в этом случае не подходят. Использовать нужно лишь специальное вещество, продающееся в автомагазинах. Этому есть простое объяснение: тормозной суппорт подвергается не только высоким температурным воздействиям, но и влиянию грязи.